Кредит или факторинг?


Альтернатива кредиту
Факторинг как альтернатива кредиту стремительно набирает популярность. Объем этого рынка в России сегодня оценивается уже в 6,5 миллиардов долларов и продолжает устойчиво расти. Однако если о банковских кредитах известно каждому предпринимателю, то суть факторинга до сих пор не столь очевидна для многих потенциальных потребителей этой услуги.

Кредит или факторинг?

Каждое торговое предприятие стремится к увеличению объема продаж, это факт. Однако финансовые возможности обычно небезграничны. В итоге компании вынуждены искать деньги, что называется, на стороне.
Самым распространенным финансовым продуктом, разумеется, остаются кредиты. Действительно, кто еще даст деньги, если не банк? Однако получение кредита — далеко не всегда простая задача, ведь у банкиров довольно жесткие требования к заемщикам. Вот здесь-то на помощь и может прийти другой инструмент — факторинг, открывающий доступ к финансовым ресурсам практически всем предприятиям, независимо от рода деятельности и наличия кредитной истории.
Факторинг идеально подходит как для компаний, занимающихся оптовыми закупками, так и для небольших производственных предприятий, имеющих множество дебиторов. Кроме того, факторинг может быть интересен малым предприятиям, которым обычно трудно получить доступ к банковским кредитам из-за небольших объемов бизнеса, отсутствия залогов и поручителей.

Услуги факторинга на российском рынке предоставляют специализированные факторинговые компании и банки, причем, по оценкам специалистов, в этом сегменте рынка сегодня работают уже более 20 компаний и 100 банков — выбор есть. Главное — проводить четкую границу между ними.

Основное отличие в том, что для банков факторинг — продукт, дополняющий традиционные виды банковских услуг (причем нередко под термином «факторинг» скрывается предоставление обычных кредитов под залог дебиторской задолженности). Напротив, для факторинговой компании эта услуга основная, единственная. А значит, все усилия направлены на обеспечение соответствующего сервиса и применение самых передовых технологий именно в этой области.

И банки, и факторинговые компании финансируют только те поставки, по которым еще не наступил срок платежа, — просроченная дебиторская задолженность к обслуживанию обычно не принимается. Для того чтобы воспользоваться услугами факторинга, предприятия, соответствующие этим требованиям, представляют документы с информацией о своей деятельности, основными данными по контрагентам и историей взаимоотношений с ними. Документы проверяются и анализируются специалистами, после чего принимается решение о начале работы.

Если с бумагами все в порядке, стороны заключают договор факторинга, и после получения от клиента документов по отгрузкам открывается финансирование. Договор факторингового обслуживания, как правило, заключается на неопределенный срок и действует до тех пор, пока обе стороны довольны сотрудничеством.

Как это работает
Предприятие поставляет свой товар покупателю, а образовавшуюся дебиторскую задолженность переуступает факторинговой компании, с которой заключен договор. Сразу после осуществления поставки и получения от продавца документов об отгрузке ему выплачивают в качестве финансирования 95% от стоимости поставки. Затем покупатель товара (дебитор) перечисляет средства на счет факторинговой компании. После получения денег от дебитора поставщику перечисляется оставшаяся сумма за вычетом комиссии.

Проще говоря, факторинговая компания берет на себя обязанность оплатить продавцу товар сразу после поставки, а затем уже дожидается поступления средств от дебитора. Продавец же имеет возможность сразу же снова пустить полученные средства в оборот. Кроме собственно финансирования поставок, факторинговые компании берут на себя и работу с покупателями, обслуживание дебиторской задолженности, так что клиент может не тратить силы на контроль своевременности оплаты. Кроме того, специалисты факторинговой компании проводят ежедневный мониторинг состояния дебиторской задолженности и представляют отчет клиенту. Очевидно, что предприятие при этом существенно экономит на персонале, который должен был бы заниматься работой с дебиторской задолженностью.

Решая вопрос о предоставлении услуги, факторинговая компания проверяет платежеспособность действующих и потенциальных покупателей своего клиента, тем самым способствуя снижению кредитного риска. А если предприятие к тому же пользуется услугой так называемого безрегрессного факторинга, риск потери практически сводится к нулю.

Наконец, специалисты факторинговых компаний охотно консультируют своих клиентов по вопросам ведения бухгалтерского и налогового учета факторинговых операций. Фактически факторинг — комплекс «три в одном»: финансирование поставок, страхование рисков и управление дебиторской задолженностью клиента.

У потенциальных клиентов факторинговых компаний нередко возникают опасения: не испортит ли «чужак», не знающий всех копившихся годами нюансов, отношения с клиентами? Ответить на этот вопрос просто. Не испортит! Потеря клиентом хотя бы одного дебитора приведет к сокращению оборотных средств для факторинговой компании. Вряд ли компании придет в голову разрывать отношения между своим клиентом и его контрагентами — это попросту невыгодно. А добросовестные контрагенты, которые не собираются манипулировать оплатой товаров, присутствия факторинговой компании вообще не замечают: какая разница, на чей счет перечислять деньги?
При этом поставщик не зависит от финансовой дисциплины своих контрагентов-покупателей, так как уверен, что быстро получит деньги от факторинговой компании или банка. Это позволяет ему в короткий срок значительно увеличить продажи, ведь условия работы с ним становятся весьма привлекательными для покупателей. Покупатели тоже не проигрывают, так как фактически получают от продавца товарный кредит, увеличивающий их оборотные средства.
Не похожи!

Факторинг нередко сравнивают с банковским кредитом. Но эти финансовые услуги имеют различную природу и направлены на удовлетворение разных потребностей поставщиков. Кредит в обязательном порядке должен быть погашен через определенный в договоре срок и по этой причине не может постоянно использоваться как источник пополнения оборотных средств, ведь банк может и отказать в новом займе! Факторинговые услуги, наоборот, бессрочные, а значит, позволяют планировать работу компании на несколько лет вперед.

Кроме того, при заключении договора на оказание факторинговых услуг от клиента никто не будет требовать наличия залога или поручителей. А зачастую именно по этой причине банки отказывают в выдаче кредита малым и средним предприятиям, не обладающим активами, которые могут послужить залогом.
Наконец, кредит предоставляется банком на строго определенную, заранее оговоренную сумму, тогда как факторинг не предполагает ограничения сумм финансирования.
Возьмем в качестве примера торговую фирму, вышедшую на новый виток в своем развитии и решившую продавать товары не только на условиях предоплаты, но и в кредит. Аналитики предприятия рассчитали, что для работы по этой схеме необходимо не менее 20 миллионов рублей. Допустим, фирма имеет 5 миллионов собственных средств и на такую же сумму может получить кредит в банке. Но это только половина необходимого!
Если фирма не сможет получить ссуду большего объема, то продажи в кредит предприятию придется серьезно ограничить. Используя же факторинг, можно получить от компании 18 миллионов из 20. При таком объеме финансирования предприятие сможет и предоставлять торговые кредиты своим покупателям, и не испытывать недостатка в денежных средствах.

Фирмы, пользующиеся услугами факторинговых компаний, избавлены еще и от множества рисков, с которыми сталкивается практически каждый продавец: риск несвоевременной оплаты, процентный риск, валютный риск (что особенно актуально для компаний-экспортеров). Рискует факторинговая компания, но не ее клиенты.

Дополнительное преимущество использования факторинга — своевременная уплата налогов. В соответствии с главой 25 Налогового кодекса уплата налога на прибыль осуществляется по факту отгрузки товаров. Отправив товар покупателю, продавец сразу же становится «должником» государства, вне зависимости от того, получил деньги или нет. В то время как, получая финансирование в рамках факторинга в день отгрузки товара, поставщик может спокойно рассчитаться с бюджетом и планировать собственные денежные потоки.

Консультация юриста

* Все поля обязательны для заполнения.

Ваш город:
Ваше имя:
Сотовый телефон:
Электронная почта:
Специализация:
Ваш вопрос:

Код на картинке:

Контакты

Телефоны:

+7 (985) 925-97-97

График работы:
каждый день: 9:00 - 21:00

Сайт: мойинтерес.рф
e-mail: office@myinterest.ru
What's app: +7 (985) 925-97-97
Приём только по предварительной записи

Дополнительная информация
Дополнительные услуги
Вход для клиентов
Логин:
ID клиента: