Оценка стоимости информации


Очень хочется понять, каким образом можно рассчитать стоимость информации исходя только из основного бухгалтерского уравнения. Этого никто пока не понимает. Хотя на сегодня является очевидным, что стоимость информации о деятельности компании жестко связана с активами (собственно она также является активом фирмы, да, подчас, еще каким), с прибыльностью, с  акционированием и с заемным капиталом. Пытаясь разработать методологию финансового анализа информационной составляющей в деятельности компании как части финансового менеджмента, можно решить и обратную задачу, пользуясь стандартными финансовыми отчетами о деятельности фирмы рассчитать стоимость информации, которой она владеет. Вот тогда-то всё и сложится в словосочетание «стоимость информации». А пока для оценки этого показателя будем пользоваться методом экспертных оценок. Тем не менее, предлагаемый инструмент может принести пользу, поскольку с его помощью можно оценить эффективность вложений в ИТ-сферу, и понять, насколько правильно мы оцениваем важность информационной составляющей в деятельности компании и насколько оптимально идет ее финансирование.
 
Читатели иногда упрекают авторов в том, что они, описывая идеи,  не приводят конкретных методик их использования. Mea culpa. В этой статье ситуация исправлена. Все методики, касающиеся финансового менеджмента, детально описаны в книге Robert N. Holt, Ph.D. «Understanding corporate finance”.  Так что, раздела финансового менеджмента в этой статье касаться не будем. Вы можете, используя методологию, описанную в статье, разработать группу собственных показателей, отображающих финансовую сторону информационной деятельности Вашей компании. Пять параметров по финансовому менеджменту информационной деятельности компании, Вы можете самостоятельно запрограммировать. Для этого надо знать и уметь пользоваться MS Access.
 
Итак, стоимость информации. Разберемся для начала, из чего она формируется. Первый  фактор - это рыночная стоимость информации (Sale Cost), то есть, за какую стоимость мы можем продать информацию какому-либо покупателю. Информация является таким же товаром, как, например, телевизор или холодильник и на нее всегда найдется покупатель (вопрос цены). В принципе, всегда есть конкуренты, которые готовы за определенную стоимость приобрести информацию о Вашей деятельности (о чем в мягкой форме Вы можете у них поинтересоваться…).
 
Следующие два фактора, определяющие стоимость информации, напрямую связаны с влиянием информации на основную деятельность компании. Надо осознавать, что, если продается качественная информация о деятельности, это может нанести определенный ущерб (Possible Damage). Его величина зависит от многих факторов: прочность связей компании с клиентами (перекупка клиентов), качество информации (насколько точно описывается деятельность фирмы), структура информационной политики компании (какого рода информация продается) и т.д. При этом факторы убыточности могут иметь следующий характер: перекупка клиентов или посредников, шантаж, публикация компромата, кражи проектов, обесценивание акций, удешевление стратегических планов и тому подобное. Все эти факторы могут крайне негативно сказаться на объемах реализации продуктов или услуг, что нанесет основной деятельности весьма определенный ущерб.
 
И еще один важный фактор формирования стоимости информации - недополученная прибыль (Half-received Profit).  Например, при продаже стратегически важной информации, наши конкуренты могут нас опередить и реализовать наши планы раньше нас (далеко за примерами ходить не надо…). Публикации компрометирующей информации могут спровоцировать отток клиентов. Различного рода проверки и консервации на это время производства и реализации, также приведут к снижению получения доходов. Всё равно, если есть негативные стороны в продаже информации, это может привести к тому, что определенное время компания может недополучать определенные денежные суммы (прибыль).
 
Таким образом, резюмируя вышесказанное, полная стоимость информации (Simple Information Cost) рассчитывается как сумма денежной оценки перечисленных и описанных трех факторов. В дальнейшем в качестве примера, будем пользоваться данными о вымышленной компании «Clever Toys», анализ основной деятельности которой используется в качестве примера в книге Robert N. Holt, Ph.D. «Understanding corporate finance”  (в полном соответствии приведенным цифрам финансового менеджмента).
 
Simple Information Cost = Sale Cost + Possible Damage + Half-received Profit
 
В случае компании «Clever Toys» мы получаем следующую величину за 1985 год: 50000+88000+164000=307000.
 
Величины Possible Damage и Half-received Profit оцениваются исходя из качества информации, и ее влияния на основную деятельность компании. В каждом отдельном случае, для каждой отдельной фирмы необходимо пользоваться индивидуальными методиками таких оценок, при этом не исключено использование отраслевых рекомендаций.
 
Разработаем и произведем финансовый анализ информационной составляющей основной деятельности. Для этого нам необходимо рассчитать еще один финансовый параметр, связанных с вложением денежных средств непосредственно в сферу информационных технологий компании. Здесь все просто, и описывать это не. В случае «Clever Toys» мы получаем Total IT Expense = 302000.
 
У нас есть две очень интересные величины: стоимость информации и вложения компании в информационные технологии. Предполагаем, что денежные вложения в информационное обеспечение должны быть сравнимы со стоимостью информации. Только в таком случае, мы получаем эффективное управление информационной составляющей деятельности компании и можем обеспечить надежную сохранность нашей информации. Показатель Paid Information как раз отображает это соотношение. Он рассчитывается как
 
Paid Information = Simple Information Cost/Total IT Expense

Для фирмы «Clever Toys» мы получаем 307000/302000*100=102%. Соответственно, можно сделать вывод, что в исследуемой компании мы имеем эффективное и безопасное управление информационной составляющей основной деятельности.
 
Следующий показатель It per Profit характеризует вложения в информационные технологии относительно возможности компании зарабатывать средства.
 
It per Profit = Total IT Expenses/Gross Profit
 
Данное соотношение показывает, какую часть прибыли предприятие тратит на ИТ-сферу. Малая величина заставляет нас задуматься о том, что происходит недооценка важности информационного обеспечения, большая величина - переоценки стоимости информации, что тоже плохо, как и недооценка. В случае нашей компании мы получаем 302000/1528000*100=20% и считаем для отрасли, в которой специализируется наша компания, эту величину оптимальной.
 
Следующий показатель - информация в активах (Information in Assets). Интересное соотношение. Оно характеризует наше осознание степени важности информационного обеспечения при оценке стоимости информации относительно активов компании. Это понятно, что информация, которой мы владеем, является частью наших активов (она сама же и есть актив). Другой вопрос, что в балансе, мы не отражаем это отдельной строкой в соответствующем разделе. Но, тем не менее, в случае реализации активов, информационная составляющая может оказаться весьма значительной и важной. (Хотя бы, как знание о составе активов…)
 
Information in Assets = Simple Information Cost/Total Assets
 
В случае «Clever Toys» мы получаем 307000/2613000*100=12%.
 
Маленькая величина этого соотношения заставляет задуматься о следующем: мы не владеем информацией о наших активах в полном объеме, а очень большая - о переоценке стоимости активов (мы больше тратим денег что бы знать, что мы имеем, чем оно того стоит).
 
Следующий параметр характеризует способность компании оборачивать затраты на ИТ-сферу за счет поддержания и увеличения стоимости информации, как одного из важных факторов получения прибыли. Фактически, данное соотношение показывает степень самоокупаемости ИТ-подразделений за счет обеспечения ими эффективного управления информационной составляющей в общей структуре менеджмента основной деятельностью, при условии корректной оценки стоимости информации.
 
IT Turnover = Simple Information Cost/Average Total IT Expenses
 
Он получается равным 307000/((282000+302000)/2)=1. Таким образом, можно предположить, что в «Clever Toys» ИТ-инфраструктура практически полностью окупается за счет эффективного управления информацией (при условии, что оценка стоимости информации была выполнена корректно).
 
Следующий, построенный по аналогии с обычным показателем, показатель «критической оценки», при условии сохранности информационной ценности компании.
 
Quick IT Ratio = (Cash + Marketable Securities + Accounts Receivable - Total IT Expense)/Current Liabilities
 
Он характеризует возможность компании быстро погашать задолженность фирмы (превращать активы в наличные средства), при условии сохранности ИТ-структуры. Подчас, в кризисных ситуациях, именно сохранение информационной ценности компании, позволяет компаниям преодолеть негативные последствия, даже если приходится продавать часть активов. Для нашей компании получаем (160000+146000+390000-302000)/694000=0.57 Естественно, что он ниже, чем обычный показатель, поскольку мы пытаемся сохранить информационную структуру компании. А это требует определенных затрат.
 
Последнее соотношение, которое здесь представлено - это IT Risk. Он характеризует вероятность нанесения ущерба деятельности компании за счет недооценки важности ИТ-сферы и рассчитывается как
 
IT Risk = (Simple information Cost - Total IT Expenses)/Total IT Expenses

Получаем (307000-302000)/302000*100=1. Опять-таки, основываясь на идее о сравнимости вложений в информационную структуру компании и стоимости информации как основы для эффективного управления и надежной сохранности информационной структуры компании, в компании «Clever Toys» с ИТ-сферой все в порядке.
 
Данная статья - это идея, размышления и логические заключения относительно методологии оценки стоимости информации, связей информационной и основной деятельностей компании, попытка сформулировать некоторые принципы финансового анализа информационной составляющей бизнес процессов предприятия. В статье не планировалось приготовить готовую панацею, просто хотелось привлечь Ваше внимание к данной проблеме, дать понять, что и в сфере ИТ можно пользоваться некоторыми численными оценками и критериями, чтобы оптимизировать затраты на ИТ сферу, что в свете прогресса компьютерных технологий может оказаться чрезвычайно важным и полезным.

Консультация юриста

* Все поля обязательны для заполнения.

Ваш город:
Ваше имя:
Сотовый телефон:
Электронная почта:
Специализация:
Ваш вопрос:

Код на картинке:

Контакты

Телефоны:

+7 (985) 925-97-97

График работы:
каждый день: 9:00 - 21:00

Сайт: мойинтерес.рф
e-mail: office@myinterest.ru
What's app: +7 (985) 925-97-97
Приём только по предварительной записи

Дополнительная информация
Дополнительные услуги
Вход для клиентов
Логин:
ID клиента: